Блог Елены Вахрамеевой

Рефлексия семинара. Портфолио молодежного работника

с 2 комментариями

Продолжаю анализ образовательного пространства «Северный диалог» по 9 критериям, первая его часть содержится в предыдущем посте, в котором я приступила к ответу на вопрос о новых практиках:

1. Мои новые практики после семинара:

Помимо самоанализа по заданным вопросам, я нашла полезным еще работу с портфолио тренера «European Portfolio for youth leaders and youth workers»

до начала и после семинара

Думаю, многие тренеры слышали о European Portfolio for youth leaders and youth  workers, некоторые возможно активно используют его в своей практике.  Портфолио было издано Советом Европы еще в 2009 г. (консультант Марк  Тейлор).  Работа над ним осуществлялась в течение нескольких лет при  поддержке Еврокомиссии и Европейского Молодежного Форума. И это была  одна из попыток в неформальном образовании задать критерии оценки качества  в сфере молодежной работы на основе европейских стандартов. Благодаря  данной работе, волонтер или профессионал неформального образования  может оценить свою деятельность и вообще объяснить другим, чем он  занимается. Думаю, это был, однозначно, не легкий труд, который на данный  момент помогает молодежным работника.

 

  1. идентифицировать и структурировано описать свои компетенции по единому европейскому образцу, оценить свои неудачи и продвижения (конечно же самостоятельно, это же неформальное образование)
  2. Сделать процесс осознания своей работы в рамках молодежной работы, неформального образования и обучения длиною в жизнь более глубоким за счет заданных инструментов – чек-листов с вопросами по различным темам (развитие необходимых образовательных возможностей, расширение возможностей для молодых людей, внесение своего вклада в организацию и развитие молодежной политики и т.д.), обратной связи от других тренеров, персонального плана обучения и развития и др.

Познакомившись с портфолио в 2010 г., мне были интересны только части относительно ценностей Совета Европы и его подходов к молодежной работе и само собственно портфолио как документ по самоанализу и стандартам качества. Чек-листы не вошли в мою практику, планом развития я уже пользовалась 5 лет подряд до знакомства с портфолио. Однако при работе над темой межкультурного диалога, мне стало важным сверить мои ценности и мои подходы в рамках работы с  темой межкультурного диалога с портфолио, а также оценить свои компетенции в данном вопросе. Поэтому не только введение, но и раздел по сопровождению молодых людей в их межкультурном образовательном пространстве стал для меня актуальным.

И сразу первый же вопрос по анализу своего собственно культурного багажа и ценностей вызвал целую лавину мыслей, и те теории межкультурного диалога, что я заготовила для семинара, пошли вход применительно ко мне:

«Диаграмма луковицы» Гирта Хофстеде  или здесь  и теория «культурных очков» Франса Боаса, раскрывающие механизмы восприятия «чужого», проблемы и точки соприкосновения в восприятии культур. (Подробнее о теориях и материалах по межкультурному диалогу в отдельном посте).

Остальные вопросы, их 9 по данному разделу, можно прочитать в самом портфолио на английском 

и поработать со своими компетенциями и навыками, необходимые для работы с группой в неформальном образовании.

2. Мои новые действия:

  • Делиться своими мечтами с другими, может  получиться так, что они станут реальностью.

Я часто мечтаю, представляя отдельные моменты в  мельчайших подробностях. У меня есть маленький  Moleskine в японском стиле, подарок Алеши, который я  использую исключительно для записывания особо  тайных мечт и идей, которые находятся в стадии  вызревания. В определенный момент я стала ловить себя,  что мое кладбище идей настолько большое, что  хотелось уже без разбору брать и реанимировать любую  идею. Только сейчас осознала, что степень понимания моих мечт была разная и те идеи, которые не только представлялись, но и осознавались мной глубже, те полностью или частично находили свою реализацию. Другая причина, почему же эти идеи не все еще реализовались – то, что я боялась с ними делиться, додумывая за других, будто этот вопрос волнует только меня одну. После очередного семинарского дня, я Анне Фельдман – Козыревой рассказала  о двух из них  и получилось, что теперь одна из них – реальный проект, воплощение которого намечается на весну и должно стать полезным для многих русскоязычных тренеров и молодежных работников неформального образования. Когда наша команда сложится окончательно и мы определим концепцию, то обещаю, что Вы первые узнаете об этой новости.

3. Мои открытия:

Волшебство качественного введения в упражнение как один из факторов успешного погружения.

Помимо перехода от предыдущего упражнения к новому, мы из обычно называем «мостиками», я осознала как важно сделать ввод в упражнение не бояться с ним передержать участников. Потому что именно введении можно более глубоко поработать с личными ощущениями участника по проблеме, его воспоминаниями, ассоциациями, пробудить интерес. В итоге совершенно иной результат по окончанию. Чтобы каждое введение, конечно, там где оно необходимо, было разнообразным можно использовать музыку, предметы из пространства, работу с образами, метафоры и картинки, неоднозначный вопрос. Одной из находок Ани, на упражнение связанное с осознанием  собственного выбора и отношения к другим культурам, было сделать из красного воздушного шарика сердце – наливается вода и шарик надувается не полностью и потом сжимаем его рукой и оно «стучит». Суть упражнения заключалась в том, что консилиум врачей должен был решить кому из заданных героев (врач гомосексуалист, военный прошедший реабилитацию, 3-х летняя девочка страдающая аутизмом и т.д.) они отдадут данное сердце. Появление «живого» сердца втянуло в процесс буквально всех. Важно при этом, конечно, и не перестаратьсяJ

Из моментов на которые стоит обратить внимание – вещь не цель, а символ, она должна иметь свою роль и соответствующее отношение всей команды тренеров. Естественно сердце нельзя ронять или кидать, а очень бережно передавать внутри тренерской команды и т.д. и затем также убрать из учебного пространства.

Картинки, музыка, видео.

Я уже не первый год собираю картинки, и на данном семинаре еще раз убедилась, что даже грамотно подобранный видеоряд идущий в режиме слайд шоу, может помочь участникам и дать импульс к общению и исследованию вопроса.

По поводу музыки, создала папку для сбора, у меня есть на релакс, вижу также важным на создание бодрого настроения, переключения и при создании тревоги или проблемной ситуации.

Тренер – повар использующий стандартный набор продуктов, в результате которого получаются совершенно различные по вкусу блюда для конкретной обстановки и конкретного участника.

Продуктивность работы в парах

Я была сосредоточена более на работу в малых группах, но от трех человек, однако упражнения где участники должны были обмениваться друг с другом своими уникальными навыками, а затем меняться и показывать предыдущие и снова обучать, вызвало во мне интерес изучения парного обучения и его возможностей.

4. Новые  книги:

  • Джеймс Аллен «Человек Думающий»
  • Эдвард де Боно «Лотеральное мышление», «Шесть шляп мышления»
  • Михаил Кипнис «128 лучших игр и упражнений для любого тренинга»

Это не новые для меня, но тем, кто работает с темой межкультурный диалог пригодится,

отражает взгляд Совета Европы по вопросу межкультурного диалога в теоретическом измерении:

«Белая книга» по межкультурному диалогу «Жить вместе в равном достоинстве»

отличное введение и практические упражнения

Компас “Пособие по образованию в области прав человека с участием молодёжи”.

 

5. Новые пространства:

Этномир – место, в которое я хочу заехать при моем проживании в октябре в Москве, чтобы подумать, что у меня общего с ним и какие из моих мечт могут в нем реализоваться. Уникальный проект, создавший пространство в котором живут различные культуры, а его посетители живут в этноотелях и знакомятся с культурами через арт-объекты или мероприятия, проходящие на его территории.

 

6. Новые слова от участников:

«нежданчик» – если с тобой происходит то, чего ты никак не ожидаешь

 

В следующей статье: мои новые технологии, упражнения – их надо описать и проконсультироваться на это необходимо время.

About these ads

Комментариев: 2

Подписаться на комментарии по RSS.

  1. Лена, очень интересная статья! Особенно понравился пункт №2, потому что для меня – это очень важный навык, я люблю мечтать и фантазировать. Не раз отмечал такой момент, что когда начинаешь мечтать о чём-то, то ты сам того не подозревая двигаешься к этому. События, происходящие вокруг, ты уже оцениваешь через призму новых ожиданий, и это помогает двигаться, но косвенно к своей мечте.
    Мечты как правило побуждают нас к действиям, не всегда осознанным, я называю этот момент “слушать своё сердце” и об этих действиях, например я, никогда не жалел.
    Если кратко, то не бойтесь мечтать, эти фантазии позволяют подругому взглянуть на себя и свою деятельность, а также подтолкнуть к новым действиям.

  2. Алеша спасибо за поддержку!

    Elena Vakhrameeva

    25/11/2011 в 16:49


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Изменить )

Фотография Twitter

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Изменить )

Фотография Facebook

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Изменить )

Connecting to %s

Follow

Get every new post delivered to your Inbox.

%d bloggers like this: