Блог Елены Вахрамеевой

Моя образовательная среда. Создаем свою карту.

с 21 комментариями

Начинаем исследование своего ежедневного процесса  внеформального обучения.

Совершенно очевидно, что наше развитие зависит от той среды, в которой мы живем, людей с которыми мы общаемся, читаем, слушаем, с кем вместе занимаемся спортом….

Обучение в ходе обычной жизни имеет свое название – внеформальное образование. В нем нет специальных рамок, образовательных задач и аттестации, однако при этом мы все же извлекаем из беседы с родителями, “случайно” подслушанного разговора в кофейне или прочитанного поста в файсбуке новые вопросы или искорки для будущих изменений. Поэтому, чем более разнообразнее, активнее, уникальнее информация и люди вокруг нас, тем больше шансов в ходе взаимодействия с ними, переосмысливать свое восприятие, расширять горизонты и границы, пробовать новые модели поведения. Осознав это, я решила поисследовать ситуацию в моем внеформальном обучении и создать  карту образовательной среды для дальнейшей работы с ней. Let’s go.

Если вы считаете, что кому-то повезло больше и он сейчас творит в Силиконовой долине или работает в успешной международной команде, делающей проекты, которые помогают изменить мир, то самое время заняться созданием пространства вокруг себя, в котором вы будете ощущать вызов, развитие и интерес. Последние три актуальны для меня, возможно Вам подойдет что-то иное, что бы Вы хотели ощущать? (Это один из критериев, по которым мы впоследствии будем оценивать нашу карту, поэтому если Вам интересен эксперимент, то важно ответ зафиксировать и сохранить).

Сегодня мы можем намеренно менять, корректировать свое окружение, включаясь в новые сообщества, проекты, получая ценную информацию от экспертов, а также создавать новые пространства, как никогда раньше, не вставая со стула, почти не используя традиционный ресурс – деньги. У нас есть интернет, все средства для того, чтобы быть мобильными, а главное возможность самоорганизации и обмена информацией.

Однако для того, чтобы совершать с окружающей нас средой взаимовыгодный обмен необходимо исследовать:

  1. Что мне самому интересно? (темы, виды деятельности, какие задачи мне нравиться решать?)
  2. Кто меня окружает? (сообщества, эксперты)
  3. Какие информационные каналы для моего развития я использую сегодня? (офф-лайн: участие в социальных или бизнес-проектах, посещение мероприятий, он-лайн: мои подписки на определенных авторов на youtube, блоги, в соц.сетях, подкасты, которые я слушаю и т.д. )
  4. Насколько эффективно я использую для своего развития мои гаджеты? (ноутбук, iPad, телефон, электронная книжка, плеер и др.)
  5. Что я еще могу поменять в моей среде, чтобы мой обмен с внешним миром был более полезным для меня? (и желательно двусторонним)

Предлагаю всем кому интересно создать свою эффективную образовательную и развивающую среду в вашей повседневной жизни (вне образовательных учреждений и специальных обучающих программ, созданных кем-то), не напрягаясь начать с первого вопроса.

Что мне самому интересно: темы, виды деятельности, какие задачи мне нравиться решать? 

Ниже инструкция помогающая ответить на первый вопрос (в том случае, если у Вас пока нет четкого списка или вы хотите его расширить)

1. Для написания ответа я использовала технику фрирайтинг и карточки, потому что их потом удобно компоновать и переставлять.

Если будете работать с карточками, то одна карточка – слово или словосочетание, если больше, то потом с ними не удобно работать.  За 3 минуты у меня получилось 26 карточек. Здесь не все.

2. Затем результаты фрирайтинга необходимо объединить в кластеры (блоки из карточек, которые ближе всего по содержанию друг к другу) и выбрать наиболее актуальные на данный момент

у меня получились

  • эффективное обучение
  • творческое мышление
  • стратегическое развитие
  • работа с информацией
  • здоровье
  • семья
Теперь чтобы запрос во внешнюю среду был более конкретным я собираюсь прописать вопросы, которые меня волнуют по каждому пункту.
Например: где границы обучения? на чем основано эффективного освоение матриала и ситуаций? какие мне необходимо приобрести навыки для более эффективного решения образовательных задач?

Для следующего занятия важно, определить названия кластеров, но и то содержание (те слова) из которого данный кластер состоит

+ подумать о своих ценностях, то что Вам важно, чтобы присутвовало в вашей поведневной деятельности

+ прописать вопросы, в рамках каждого пункта

Напр.: Эфффективное обучение: технологии, тренды, он-лайн сервисы, перспектива развития. Здоровье: питание, медитации

Ценности: сотворчество, вызов, эксперимент, рост, уважение, обмен.

Через день мы уже начнем создавать свою карту, а пока есть время выбрать. конкретизировать и расширить свой список актуальных на сегодня внутренних интересов и задач.

До скорой встречи на пути к созданию своей карты внеформальной образовательной среды и ее новых возможностей, если у Вас возникли вопросы, комментария и предложения, то я открыта и жду с нетерпением.

About these ads

Комментариев: 21

Подписаться на комментарии по RSS.

  1. Лена, просто прекрасный пост! Очень доступно, интересно и просто написанно.
    Сделал упражнение, которое ты описываешь и у меня получились следующий слова для класстеров:
    • Технологии
    • Саморазвитие
    • Музыка
    • Семья
    • Бизнес
    • Активный образ жизни

    Могу заметить что это и есть основные направления моей деятельности. С нетерпением жду продолжения.

    • Алеша отлично! У нас много общего. Для себя взяла – активный образ жизни и саморазвитие.
      Завтра будет продолжение, будем рассматривать каналы информации в повседневности, которые мы используем для своего развития и обучения

      Elena Vakhrameeva

      20/02/2012 в 18:25

  2. Лена, спасибо, что затронула такую важную тему!
    Я даже не задумывалась раньше о значении внеформального обучения. Думаю, тоже займусь анализом в ближайшее время

  3. занесла в утреннюю работу. выложу результаты.

    Анна Фельдман

    20/02/2012 в 22:58

  4. интересный пост, полезный. надо пробовать)

    bezukladnikova

    21/02/2012 в 11:56

  5. сделала. Единственное, вместо карточек были книги и журналы. А как присоединить картинку?

    Анна Фельдман

    21/02/2012 в 19:33

  6. Аня, ты можешь выложить в дропбокс в публичную папку и дать свою ссылку или в гугл докс и также выложить в комментарии ссылку. Блог еще суров к этим новшествам, буду думать как исправить.

    Elena Vakhrameeva

    21/02/2012 в 19:41

  7. Выполнила задание об иследовании своей образовательной среды. Вместо карточек использовала книги и журналы, которые отражают мои интересы на сегодняшний день
    Получилось следующее:
    Журнал Interview – люди с их взглядами на жизнь, успех, радость, счастье.
    Журнал Vogue – стиль, мода, красота, картинки, которые наталкивают на мысли и дают возможность мечтать)
    Журнал Фотомастерская – творчество сейчас сосредоточено на фотографии, искусство в целом (живопись, кино, театр)
    Журнал Yoga – гармония, здоровый образ жизни, экологичность, вегетарианство, семья
    Журнал Traveller – путешествия! планета в целом. Сюда же можно еще положить NG и Discavery. А в самолетах периодически хочется жить)
    Книга эндрю Метьюза “Живи легко” – успех, технологии его достижения и гармония в жизни, счастье в жизни и поиск призвания
    Книга Стива Павлины “Личное развитие” – саморазвитие, личностный рост
    Книга Эдварда де Боно – креативность, технологии и инструменты
    Книга “Сила мозга” – очень интересуюсь всем, что связано с этим чудом, его устройством, механизмами работы, техниками по расширению потенциалы и возможностей.
    Книга Матери Терезы – поиск духовного или душевного равновесия
    Книга Уинстона Черчилля – истории знаменитых и успешных людей, поиск секретов успеха и высоких достижений в жизни
    Книга К.Фопеля “Технологии ведения тренинга” – в этой области знать все невозможно, поэтому она не перестает быть актуальой и интересной.
    Вот где-то так.
    Фото можно посмотреть вот здесь http://vk.com/id1883050

    Анна Фельдман

    21/02/2012 в 19:49

    • я выложила на страничке вконтакте)))) и отметила тебя, посмотри, мне интересно твое мнение

      Анна Фельдман

      21/02/2012 в 19:52

    • Аня спасибо, что поделилась своей удивительно полезной информацией, я записала многое себе на прочтение

      Elena Vakhrameeva

      21/02/2012 в 21:57

    • Аня а как насчет твоих ощущений, то есть что бы ты хотела ощущать в итоге в ходе своей работы и деятельности, то что тебя релаьно мотивирует и двигает, это может дать новые импульсы к составлению нашей карты, и если честно мне самой крайне интересно:)

      Elena Vakhrameeva

      21/02/2012 в 22:13

  8. Сегодня я думала об этом весь день и мыслей много. Идея с журналами и книгами просто появилась в голове вовремя одной встречи)))) поэтому я торопилась домой))))) Мне очень понравился этот энтузиазм и идейность.
    Подспудно родилась идея игры с сыном: найди ответ на вопрос? То есть, мы задаем друг другу какой-либо вопрос, даем друг другу несколько дней и потом делимся найденной информацией. Я, честно говоря, надеюсь на стимулирование его исследовательской деятельности и освоения навыков работы с информацией, и презентации тоже. посмотрим, что из этого выгорит. Вопросы розданы)))))
    Поэтому мне интересно посмотреть, какие изменения произойдут в процессе исследования, какие идеи родятся и воплотятся. И удовольствие – без него уже жить мне сложно)))) плюс это дает возможность отбросить все ненужные вещи. Например, раньше я покупала несколько глянцевых журналов (сильно люблю их полиграфию)))), но со временем остановилась на Vogue. мне он ближе всех. То есть я должна была проанализировать себя и определить именно то, что мне нравится. Конечно, это произошло неосознанно изначально. Я только недавно отметила этот факт. А когда в России стали издавать Interview – я была очень рада, так как формат этого журнала еще ближе ко мне. Поэтому, мне кажется, что не смотря на то, что внеформальное образование протекает независимо от нас, оно все-таки имеет важный аспект в познании себя и своих интересов. Если взять и проанализировать, например свою книжную полку или список закладок в интернете, можно много интересного узнать о себе. Я сегодня поняла, что на моей книжной полке книги расставлены по темам, и я это делала не задумываясь об этом вообще! Но факт остается фактом – ровно по темам, книжечка к книжечке! Есть еще один важный аспект, что подсознательно выбирая те или иные вещи, мы соотносим их со своими внутренними ценностями и принципами. Например, я вегитарианка и трепетно отношусь к экологичности, (пока может и не в глобальном смысле – я не ярый борец), но в жизни это определяет круг моих интересов и источников получения информации – сайты, книги, статьи и т.д. Даже выбор косметических средств определен именно этим отношением…Думаю, что зайдя в команту человека, посмотрев по сторанам, можно с веренностью определить кто он. Если быть внимательным. увлеклась…. Но мыслей по этому поводу очень много. Именно поэтому сегодня все было в тему – разговоры, книги в магазине, которые бросаются в глаза, конкурс на сайте молескина и игра с сыном. это результат внеформального образования, но специально организованного, как бы парадоксально это не звучала. Я очень довольна.

    Анна Фельдман

    21/02/2012 в 23:18

    • Аня, сколько у тебя всего то пошло, просто дух захватывает, прочитала и поняла, что чем больше обмена, тем больше возможностей, Аня на сто процентов согласна, про внеформальное обучение, я раньше как-то его не воспринимала серьезно, а ведь и оно думаю поддается исследованию и развитию, это же большая часть нашей жизни, которая проходит вне структур и за которую мы прежде всего отвечаем сами, так как от нас завист с кем мы ощаемся и что мы потребляем, пока достаточно тяжело повлиять на школьную программу. В неформальном обучении мы сами отвественны, мы делаем выбор, но неформальное обучение не всегда с нами каждый день и его тоже кто-то создает помимо нас. А огромный пласт внеформального, он мной долго не разребался вообще. Оказывается эксперимент в себе всегда содержит больше чем один опыт, он поливариантен. Эксперимент по поддержанию ииследовательской деятельности с сыном вообще отличная идея. Вообще мысль про созданию адекватной атмосферы и пространства исследовательской деятельности мне часто не дает покоя. Я думаю ты понимаешь о чем я. Потому что для каждого человека он своя. Да есть 7 нот, но вот каждый тренер берет свой аккорд и каждый участник воспринимает его по разному. Где этот баланс? Что создает основу для адекватного выбора тренера?
      Аня спасибо, что ты поддерживаешь, мне это ценно, мне часто не хватает общения с теми, кто реально любит тренерство и молодежную работу и горит исследовательским интересов в отношения своей повседневной жизни.

      Elena Vakhrameeva

      22/02/2012 в 00:23

  9. кстати, вот еще один мой результат заданой тобой тематики http://vk.com/id1883050?z=photo1883050_278833046%2Fwall1883050_1696

    Анна Фельдман

    21/02/2012 в 23:19

    • Аня, мне очень понравилось, отличный страт для исследования своих кажущихся своершенно понятных и атоматических действий – например собрать сумку. Но ведь даже здесь мы идем со своим мерилом, на основе внутренних ценностей

      Elena Vakhrameeva

      22/02/2012 в 00:26

  10. Это отличная возможность сотрудничать! Я получаю удовольствие!

    Анна Фельдман

    22/02/2012 в 00:55

  11. [...] Переходим ко второму этапу создания карты внеформального обучения. Продолжаем наш эксперимент по исследованию своих образовательных возможностей в повседневной жизни. (Первый этап и описание целей эксперимента). [...]

  12. [...] с неожиданных результатов, которые получились в ходе эксперимента, а затем перейду к изложению схемы и примеров моих [...]


Добавить комментарий для Карта внеформального образования. Шаг №2. Эксперимент продолжается. « Блог Елены Вахрамеевой Отменить ответ

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Изменить )

Фотография Twitter

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Изменить )

Фотография Facebook

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Изменить )

Connecting to %s

Follow

Get every new post delivered to your Inbox.

%d bloggers like this: