Блог Елены Вахрамеевой

Межкультурный диалог внутри себя (теории межкультурной коммуникации)

оставьте комментарий »

 Какая первая ассоциация к Вам приходит, когда Вы  слышите слово “культура”?

 А к каким бы культурам Вы  лично себя отнесли?

А теперь членов Вашей семьи? или тех, кто живет вместе с Вами?

Если сложить все ответы вместе, получается, что ежедневно  мы ведем межкульутрный диалог, даже не выходя из дома! 

По поводу этого, предлагаю в рамках квартиры Шелдона и Леонарда посчитать количество культур, которых авторы сериала “Теория большого взрыва” The Big Bang Theory словно специально на протяжении уже 4-х сезонов вынуждают общаться и довольно успешно вместе.

Если вы смотрите его впервые, то это не подростки, а молодые ученые, занимающие серьезными исследованиями, имеющие степени и порой простые желания:)

смотреть здесь

Ну и сколько получилось?

Даже если не принимать в расчет еврея Говарда и индуса Раджа, игроманов, тех кто влюбился, любителей латины, тех кто говорят “братуха” и целуются на лестничной площадке, то я еще 3 насчитала .

По секрету этот сериал мы смотрим каждый день перед сном. Вернее уже пересматриваем:)

Я бы никогда наверное в блоге не поделилась своей слабостью, но в одной из серий я услышала фамилию Леонарда- это тот, что в очках. Она очень мне напомнила фамилию известного исследователя межкультурного диалога, нашего современника, социального психолога и автора нашумевших книг Гирта Хофстеде (Geert Hofstede)  Сulture’s consequences – я с ней работала. Пишет  доступно, поэтому советую познакомиться с оригиналом.

У Хофстеде есть очень понятная “диаграмма  луковицы”, которая может объяснить  вопрос, что написан ниже:

Почему нам таким разумным людям, так сложно воспринять поведение другого человека?  А ему нас?

Хофстеде по этому поводу на основании своих исследований говорит, что

поведение человека определяют его ценности – ядро луковицы. Они настолько глубоко лежат, что изменить данные ценности крайне сложно, если честно я поняла, что невозможно. Так как формируются данные ценности еще в детстве и связаны не только с рациональным нашим поведением, но и тем, что нами не контролируется, бессознательными установками, которые определяют отношение внутри культуры к “красивому” и “ужасному”, “чистому” и “грязному” и т.д.

Следующий слой, который  тяжело меняются со временем, но это  возможно – ритуалы. Как мы приветствуем друг друга, наша личная гигиена, как мы принимаем пищу в зависимости от местности где мы родились, от климата, религии и т.д. будет разным.

Авторитеты и символы – вот то что обычно задевается глобализацией, особенно в отношении символов – Apple, будда и т.д. и нам порой кажется что все мы со временем станем такими более похожими и будем понимать друг друга. Но Хофстеде уверяет, что все не так просто. Конечно, внешние три слоя мы можем перенять через практику, а вот как быть бессознательными установками?

Диаграмма Хофстеде думаю самый лучший способ отражения образования культуры именно от ценностей, на которые потом нарастают ритуалы, герои и символы.  И отличительным признаком одной культуры от другой становится  совокупность программ поведения, присущая группе, которая устанавливает неписанные правила о том, что значит быть “правильным” членом данной группы.

И не надо забывать, что у всех людей есть универсальные ценности, и ценности которые присущи только мне в единственном числе.

Если стало интересно, то Хофстеде надо прочесть и попробовать разложить себя и окружающих. Мне сейчас неожиданно эта диаграмма пригодилась для диссертации по истории.

Еще раньше Хофстеде о культурных различиях и возможностей диалога рассуждал  Франс Боас.

Он был исследователем языков и культур коренного  населения Америки

Боас, как и несколько других его современников работал с  представлением о культуре, как о неких очках,через  которые мы смотрим на этот мир вокруг, интерпретируем  смысл нашей жизни и много еще чего, наивно полагая, что то что мы видим и  является абсолютным.

Какие очки – зависит от места проживания и от системы воспитания.

Боас еще до Хофстеде  отметил, что социальное поведение человека в большей степени зависит от его привычек, которые вырабатываются еще до того, как человек начинает осознавать самого себя.

Эффект подобных очков мы нередко испытываем когда едем отдыхать или на стажировку, когда нам приходится адаптироваться в новое сообщества и принимать новые правила поведения, как сразу отчетливо становится видно свои очки когда прилетаешь в Москву!!! И я с этими очками ходил?

Еще один интересный пример я для себя открыла слушая еще молодого Стинга, я его обожаю. У него есть интересная песня “Englishman in New York”  там вначале реклама будет короткая.

Englishman in New York

I’m an alien I’m a legal alien
I’m an Englishman in New York

…. Modesty, propriety can lead to notoriety
You could end up as the only one
Gentleness, sobriety are rare in this society
At night a candle’s brighter than the sun….

….Be yourself no matter what they say – это актуально как никогда во все времена

И в конце хотела бы добавить ,

почему же межкультурный диалог происходит для меня еще и внутри?

потому что вначале мне необходимо договориться с самой собой о том кто же я такая?

и чем я отличаюсь от остальных?

ну и где мои границы восприятия?

Думая, отвечая на эти вопросы, я могу совершить увлекательное исследование, которое повлияет не только на мою коммуникацию с другими, но и на множество других вопросов, например, что планировать на завтра и насколько мои задачи отвечают мои мечтам и тому почему я здесь…

Мне видится, что в вопросе обучения межкультурному диалогу или коммуникации, необходимо сосредосточиться не только на том, что мир многообразен и увлекателен вокруг тебя, но ни на том, что ты видишь мир таким каким тебе хочется его видеть, не только то сообщество в котором ты живешь, но и ты сам отвественен за те очки, что на тебе сегодня.

Внутри ты сам не меньше противоречив и ни чего о себе родном не знаешь, чего там говорить о других кульутрах.

Создание условий для осознания себя, внутреннего диалога, уважения к себе и принятия своего незнания может стать отличным стимулом для исследования и более внимательного отношения к другим.

И еще для меня важный момент, что сам процесс коммуникации  очень не прост. Контакт с внешней средой несет в себе множество незапланированных ситуаций, мир может значительно отличаться от той картинки, что я рисую в голове, а потому нужно приготовиться к наблюдению и анализу и возможно более длительному процессу овладения искусством открытости, гибкости, уважения, чем ты готов на это тратить сегодня.

А с чего по вашему мнению начинается мужкультурный диалог?

Для информации по теме:

“Белая книга Совета Европы по межкульутрному диалогу”

проект “Россия для всех”

Комиксы на социальные темы. Каждый имеет право быть самим собой. Смысл жизни в уникальности

На Западе проблемы межкультурной коммуникации в теоретико – методологическом плане вот уже более 30 лет являются предметом пристального изучения, помимо Гирта Хофстеде (Geert Hofstede) наиболее известны работы  Эдварда Холла (Edward Hall), Стеллы Тинг-Туми (Stella Ting-Toomey), Фонса Тромпенаарса (Fons Trompenaars), Александры Маринетти (Alexandra Marinetti) и Патрика Дaнна (Patrick Dunn).

About these ads

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Изменить )

Фотография Twitter

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Изменить )

Фотография Facebook

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Изменить )

Connecting to %s

Follow

Get every new post delivered to your Inbox.

%d bloggers like this: